КО ДНЮ ПАМЯТИ Д,А. ХВОРОСТОВСКОГО «О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной…» Е. Баратынский АДАЖИО АЛЬБИНОНИ, РЕМО ДЖАДЗОТТО И Д.А.ХВОРОСТОВСКОГО АДАЖИО АЛЬБИНОНИ ОДНА ИЗ САМЫХ ТАИНСТВЕННЫХ МИСТИФИКАЦИЙ ХХ ВЕКА. Мистификации. Что и кто скрывается за ними? Почему их авторы остаются в тени своих, порой гениальных произведений. На последний вопрос однозначного ответа никогда не бывает, если, вообще, можно найти этому объяснение… Так произошло с самой загадочной музыкальной мистификацией ХХ века под названием «Адажио Альбинони». Наверно, трудно найти человека, который не знал или не слышал хоть раз этой поистине гениальной музыки. Такое впечатление, что это плачут Небеса. О чем? О потерянной любви. Или о вселенской человеческой скорби, о раннем уходе Гения… А может обо всем вместе… И все же обо всем по порядку. Кто же такой Томазо Альбинони? И из каких страданий души родилась эта мелодия… Томазо Джованни Альбинони (1671 – 1751) – венецианский композитор, написавший около 50 опер и множество инструментальных концертов. Большая часть его наследия была безвозвратно утрачена во время бомбежки Дрездена авиацией США в конце Великой Отечественной войны. Именно архиву неопубликованных произведений Альбинони тогда не повезло – его не успели вывезти. Казалось бы навсегда и утраченному нет и не может быть возврата… Но вдруг неожиданно для всего музыкального мира в 1958 году сорока восьмилетний преподаватель истории музыки университета итальянского города Фиренце по имени Ремо Джaдцотто публикует ноты трио сонаты в тональности ре минор, которая, по его утверждению, является Адажио, автором которого был итальянский композитор 17-го века Томазо Альбинони. Это музыкальное произведение, по словам Джадцотто, он восстановил по обрывку нотной записи самого Альбинони, найденном им в апреле 1945 года на пепелище Дрезденской библиотеки. «Адажио Альбинони» … Никогда до того музыкальная тема не передавала особенности чистой человеческой скорби столь глубоко. В теме совершенно нет никакого духа ненависти к тем причинам, которые вызвали утрату, есть только чистейшая, вневременная и вне событийная скорбь. Адажио по силе эмоционального воздействия на слушателя можно сравнить только с «Реквием» В.А. Моцарта. Надо ли говорить, что публикация «Адажио Альбинони» произвела сенсацию. За небольшое время тема Адажио стала известна всему миру. Появление музыкального произведения такой отчаянной силы воздействия на человеческое сознание не могло не стать сенсацией. И мир воспринял легенду, поданную Джадцотто относительно происхождения Адажио за истину. Поначалу. Но потом стали выясняться странные подробности. Во-первых, сам лист нотного обрывка, который Джадцотто нашел на пепелище Дрезденской библиотеки, никто никогда, кроме самого музыканта, не видел: он, якобы, снял с него копию и безвозвратно утерял ее. Во-вторых, в найденном сохранившемся каталоге дрезденского собрания Альбинони, отсутствовало упоминание рукописи Адажио. И, наконец, тщательный музыковедческий анализ показал, что Адажио не могло быть написано ранее первой половины 40-х годов ХХ века! Ремо Джадцотто незадолго до своей смерти в 1990-х годах все же проговорился, что это он, сам сочинил Адажио в барочной музыкальной форме ... Но его признание было очень неопределенным, и сказано, как бы вскользь. Многое таинственного в этой мистификации, в том числе, и самой личности Ремо Джадцотто. (1910-1998). Ведь он почти наш современник, но даже в интернете о нем можно найти всего лишь отрывочные сведения. С трудом можно найти его фотографии и даже в фильме, созданном на канале «Культура» и посвященном истории «Адажио» демонстрируются фотографии молодого А. Энштейна, выдаваемые за фотографии Джадцотто… Сложность поиска фотографий Ремо еще и в том, что он внешне очень похож на всемирно известного дирижера Герберта фон Караяна. Сплошная мистификация всю жизнь сопровождала незаметного гения – Ремо Джадцотто. Сегодня специалисты уверены, что знаменитое на весь мир Adagio g-moll Томазо Альбинони сочинил его биограф в XX веке. Ремо Джадцотто умер в 1998 г., так и не признав до конца этого факта. Почему? Это навсегда останется тайной, которую Джадцотто унес с собой в могилу. Но ясно одно, что им двигала не корысть, ведь назвав себя автором этого произведения, он бы обессмертил свое имя. Но он поступил иначе… отдав пальму первенства своему кумиру- ТОМАЗО АЛЬБИНОНИ. Хотя, быть может, не столь важно авторство, важно то, что Адажио – БЕССМЕРТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ!!! Есть много исполнителей и много переработок этого произведения, вплоть до рока. Но одной из самых нетленных, на мой взгляд, является исполнение, в котором нерасторжимо слились три имени в гениальной музыке Адажио: АЛЬБИНОНИ, РЕМО ДЖАДЦОТТО и ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО!!! ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ МОГ И БЕЗ КВАТРО ГЕНИАЛЬНО ИСПОЛНИТЬ АДАЖИО, НО ОН, СЛЕДУЯ ПОСТУПКУ РЕМО ДЖАЗОТТО, СВОИМ УЧАСТИЕМ ПОДДЕРЖАЛ МОЛОДЫХ ТАЛАНТЛИВЫХ РЕБЯТ, ОСТАВАЯСЬ КАК БЫ В ТЕНИ ВЕЛИЧАВОЙ СКОРБИ, ЛЬЮЩЕЙСЯ С НЕБЕС… И МОЛОДЫХ ГОЛОСОВ ГРУППЫ КВАТРО. КАКОЕ БЕСПРИМЕРНОЕ БЛАГОРОДСТВО, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЕЩЕ РАЗ ВСЮ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ Д.А.ХВОРОСТОВСКОГО!!!